Представители общественной организации «Жизнь» обратятся в прокуратуру, министерство здравоохранения и территориальный Фонд ОМС из-за того, что несколько поликлиник наказали в суде за попытку получить от фонда деньги на обезболивающие препараты для онкологических больных. Об этом сообщило «Агентство социальной информации» (АСИ).
Напомним, ранее ИА «Версия-Саратов» писало о том, что суд назначил трем саратовским поликлиникам штрафы за нецелевое расходование денег Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). При этом, медицинские учреждения тратили деньги на перевозку и хранение обезболивающих лекарств.
Представители поликлиник настаивали на том, что оплата услуг по транспортировке, хранению и утилизации наркотических и психотропных препаратов шла в рамках оказания людям первичной медицинской помощи (стоимость которой возмещается медучреждению из средств ТФОМС).
В ТФОМС утверждали, что обезболивание пациентов поликлиник, страдающих онкологическими заболеваниями, не относится к первичной медико-санитарной помощи, так как все, что связано с избавлением пациентов с онкологией от боли должно выполняться специально обученным медперсоналом в рамках оказания паллиативной помощи, которая не относится к полномочиям поликлиник. К тому же, на паллиативную помощь система обязательного медицинского страхования не распространяется.
Некоторые медики, которые не захотели называть своих имен, рассказали ИА «Версия-Саратов», что возмещение трат на обезболивание за счет средств фонда ОМС происходило всегда. «Никогда никто не говорил, что на транспортировку и хранение обезболивающих наркосодержащих препаратов для онкобольных нельзя тратить деньги ТФОМС. Все предыдущие проверки со стороны фонда нарушений здесь не выявляли», — отмечали сотрудники медицинских учреждений.
В АСИ разъяснили, что, согласно действующему законодательству, паллиативная помощь — это часть первичной медико-санитарной помощи, которой занимаются поликлиник. Соответственно, они могут ожидать, что за это заплатят за счет средств ОМС, если в законах не оговорено иное.
При этом, по данным АСИ, оговорки все-таки есть: согласно программе госгарантий и плану развития здравоохранения до 2024 года, на паллиативную помощь, в том числе ту, что оказывается в поликлиниках, не распространяется система ОМС, если она финансируется за счет бюджета региона, также если из федерального бюджета поступают определенные субсидии — деньги, выделяемые именно на расходы, связанные с «обеспечением лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания».
В Агентстве социальной информации уточнили, что расходы на обеспечение обезболивающими препаратами могут финансироваться как из бюджета региона (если в лечебном учреждении создан Центр амбулаторной онкологической помощи), так и за счет ТФОМС (если помощь онкологическим пациентам оказывает врач-онколог на базе онкокабинета).
Такие нюансы, по данным СМИ, связаны с тем, что в Центрах амбулаторной онкологической помощи противоболевая терапия совмещается с паллиативной помощью и тем самым выводится из системы ОМС.
«Если специального центра в поликлинике нет (например, пациентов, больных раком, мало), то амбулаторную помощь людям оказывает врач-онколог. Он занимается симптоматическим лечением и назначает обезболивающие наркотические препараты. В этом случае назначение лекарственной терапии считается первичной специализированной медико-санитарной помощью, которая подлежит финансированию из ТФОМС», — делают вывод в АСИ.
Руководитель общественной организации помощи онкобольным «Жизнь» Наталья Биюн отметила, что пока ситуация еще не стала проблемой онкобольных, потому что обезболивающие в регионе есть. «В случае, если проблема не будет срочно разрешена, и поликлиники перестанут выписывать обезболивающие средства, это станет проблемой пациентов. Такого допустить нельзя. Сейчас мы готовим обращения в министерство здравоохранения, ТФОМС и прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации», — сказала Биюн.